Джон Леннон как то сказал:
В сочинении на тему «Кем я хочу стать» я написал «счастливым». Мне сказали: «Ты не понял задание», я им сказал: «Вы не поняли жизнь».
То есть кем мы есть, что у нас есть, что у нас было, что у нас будет, перекрывается тем, как мы себя чувствуем. Счастье ведь чувство. И тогда получается, что все, что мы делаем, все, чем мы пытаемся завладеть, кем мы пытаемся стать, мы делаем, в конце концов, чтобы чувствовать себя счастливыми. Мы не просто хотим стать тем-то и тем-то, обрести какую-то профессию только ради этой профессии. Это не конечная цель. Это всего лишь инструмент на пути к счастью. Точнее это может быть инструментом, если мы рассматриваем это как инструмент, а не как конечный продукт, как средство, а не цель.
А если это всего лишь инструмент к такому обширному понятию, как счастье, то если мы вдруг не сможем его достать, я имею ввиду инструмент – не сможем получить ту профессию, которую мы хотели, или приобрести тот дом, о котором мы мечтали или жить на каком-то вечно-зеленом, вечно-теплом острове – то, несомненно, должны быть другие инструменты, другие рецепты и может быть это новое блюдо будет еще вкуснее. Нам просто нужно их поискать.
Но мы можем начать поиски только тогда, когда мы видим этот вечно-зеленый остров как инструмент, а не как воплощение, единственное воплощение счастья. Если так, то мы можем постоянно смотреть на этот остров где-то вдалеке, на этот мираж, до которого нам никак не добраться, и счастье всегда будет где-то вдалеке, за горизонтом и с каждым шагом этот мираж не будет становиться ближе, а вот мы будем становиться все угрюмее и угрюмее.
То есть, если бы мы могли выбирать супер-способности, одной из них наверное была бы возможность менять то, как мы себя чувствуем, иметь полный контроль над этим. По щелчку или по нажатию клавиши, чувствовать себя счастливым или притушить, отключить полностью, какую-то эмоциональную боль. То есть находиться в том эмоциональном состоянии, в котором мы захотим в любое время. И это эмоциональное состояние, скорее всего, было бы чувствовать себя хорошо.
Но действительно ли это единственная эмоция, которую мы хотим испытывать постоянно или единственная эмоция, которая нам нужна? Если бы у нас была такая супер-способность и нам дали пульт с единственной клавишей «Счастье» – выиграли бы мы от этого? Действительно ли это единственный мотив, который двигает нами, единственное направление, в котором мы хотим менять свои эмоции?
Да, в большинстве случаев мы просто хотим чувствовать себя хорошо или не чувствовать себя плохо. Но мы используем эмоции не только для этого. К примеру, они могут помочь нам поменять поведение, ввести нас в подходящее состояние для достижения какой-то определенной цели. Счастье не всегда ответ на все вопросы. Да, когда ты хочешь быть более креативным, использовать свое воображение, найти какое-то новое, неожиданное решение, тогда чувствовать себя на высоте тебе поможет.
Но, когда тебе надо применить свои аналитические способности, осторожность, точность, логику, тогда, как ни странно, некая доля грусти будет полезней, чем счастье. Когда мы счастливы, какая точность, какая осторожность, какая логика, все будет хорошо и так. Или, к примеру, когда ты идешь по темной улице не так уж и плохо испытывать страх, возможно, ты даже не пошел бы по ней и таким образом избежал потенциальной опасности. И вот к нашему пульту мы можем добавить еще пару клавиш.
Эмоции мы также используем как информацию. Особенно если мы хотим больше узнать о себе и об окружающем мире. Но в зависимости от того, как мы видим себя, мы привязываем к разным эмоциям разные значения. И мы ищем эти эмоции, мы хотим их ощущать даже если они не слишком приятны. К примеру, мы стали свидетелями какой-то несправедливости и мы обязательно должны почувствовать праведный гнев. И чем больше мы гневаемся, тем более рьяными защитниками справедливости мы себя чувствуем. И если смотреть новости или определенные видео на эту тематику мы будем чувствовать гнев практически постоянно, приятно ли это – не очень, как это скажется на здоровье – не слишком хорошо. Но не чувствовать гнев – это значит не чувствовать себя защитником, не видеть себя защитником справедливости. Мы не можем себе этого позволить.
Мы также привыкаем к эмоциям. Мы ассоциируем себя с ними. Не чувствовать их это как потерять часть себя. Чем ниже у нас самооценка, к примеру, тем больше мы целенаправленно, целенаправленно избегаем мероприятий, после которых мы точно знаем, мы бы чувствовали себя намного лучше. Мы так привыкли к этим эмоциям, что мы не хотим с ними расставаться.
Мы также не всегда хотели бы выглядеть счастливыми, когда нам нужно сообщить плохую новость кому-то. А иногда мы смотрим даже фильмы ужасов, триллеры, которые в очень редких случаях делают нас счастливыми во время их просмотра.
То есть способность менять свое эмоциональное состояние в мгновение ока действительно была бы полезна. Но так как у нас нет такого замечательного пульта, что у нас остается? Разные стратегии. И казалось бы хорошая стратегия, хороший метод это все что нам нужно. И поэтому все усилия нужно бросить на поиск этого идеального метода. И этот метод по определению не может быть простым, все должно быть изощренным, полусекретным – если все вокруг знают этот метод, он явно не подходит. И даже если мы пробуем все эти методы, но они почему-то не работают, естественно мы виним эти методы и продолжаем искать что-то другое.
Но то эмоциональное состояние, которое мы получаем в итоге зависит не только от стратегий, а и от целей. Не только от того, насколько эффективно мы используем стратегии, но и от того, в каком направлении мы их применяем. Гаечным ключом можно затянуть колесо велосипеда и мы поедем или же вставить его в спицы, и мы упадем. Один инструмент, но разное применение, разные цели.
Но когда дело касается эмоций все может быть не таким очевидным. Нам может казаться, что естественно наша цель чувствовать себя лучше, счастливее, к примеру, но использовать какую-то стратегию мы будем чтобы и дальше чувствовать себя несчастными. И мы можем не замечать этого, пока мы конкретно не разберемся, какая же наша цель, как действительно мы хотим себя чувствовать. И если мы хотим чувствовать себя хорошо или лучше, то действительно ли мы применяем этот метод в этом направлении, не саботируем ли мы сами себя. И тогда, даже самые простые методы могут начать работать.
Один из таких методов – это выбор ситуации. Выбор. Мы выбираем, какую нам музыку слушать в данный момент, грустную или ободряющую. Какой нам посмотреть фильм. О чем нам поговорить. Какие фото пересмотреть. Казалось бы, нет ничего проще. Мы хотим почувствовать себя лучше – ставим и слушаем ободряющую музыку. Но вместо этого мы слушаем грустные песни одну за одной. Эту стратегию, этот метод мы используем как никогда эффективней, вот только цель у нас совсем другая, отличается от декларируемой. Но метод работает отменно – мы продолжаем грустить. И дело, оказывается, не в нерабочем методе, и не в нашей неспособности его применять, а в том, в каком направлении мы его применяем.
Еще один такой способ – это оценка, которую мы даем ситуации. Мы меняем значение происходящего и наше эмоциональное состояние меняется. Мы или рассматриваем ситуацию более позитивно и чувствуем себя лучше, или же негативно и чувствуем себя хуже. И опять же наша цель определяет то, в каком направлении мы применяем эту стратегию. И раз мы уже заговорили об этом, то Дэвид Рок, к примеру, предлагает четыре главных типа такой оценки.
Во-первых, – можно найти другое объяснение ситуации. Особенно легко это сделать, когда ситуация не такая уж и серьезная. Проезжающая машина обрызгала тебя с ног до головы, может быть это не потому, что водитель такой бессердечный, может он спешил в больницу.
Во-вторых, – когда перед нами новая ситуация, мы естественно чувствуем себя некомфортно и очень сильно переживаем. Просто заметив это и сказав себе, что это нормальная реакция уже может помочь нам.
В-третьих, – по-сути это знать в каких битвах принимать участие. Взглянуть на свои ценности снова и возможно, в данный период, нужно немного поменять приоритеты. Увидеть как эта ситуация может внести вклад в будущее. Не идти против своих ценностей, а увидеть ценность в смене приоритетов.
В-четвертых, – посмотреть на ситуацию глазами других. Что бы сказал твой учитель. Или твой наставник. Или автор той книги, которую ты недавно прочитал. Или твой друг. Или ты пять лет назад.
Таким образом есть две составляющие: метод и цель, инструмент и его применение. И иногда мы забываем о цели, о направлении и продолжаем искать все более новые и лучшие методы. Но возможно все дело в том, что мы просто идем не туда и используем хороший метод для получения плохого результата. И взглянув на то, какая же у нас на самом деле цель, развернувшись в правильном направлении даже самые простые методы могут начать работать и помогать нам.