Сегодня я бы хотел поговорить об искушениях. Каждый день предоставляет нам множество выборов. Возможно не настолько разнообразное множество как бы нам хотелось, но все же. И некоторые выборы позволяют нам оставаться и двигаться в выбранном нами направлении, но некоторые из них немного сбивают нас с пути. И как на зло, правильных направлений намного меньше чем неправильных.
Правильных я имею в виду тех, которые ведут нас туда, куда мы хотим. Есть ограниченное количество путей, как построить дом, но вот разрушить его можно любыми способами, в любом порядке, разрушив всего лишь один компонент. Разрушили крышу, дом разрушен, выбили окна, дом непригоден. Но вот целый дом требует чтобы все было целым. Или если мы идем на север, то у нас только один север, все остальные направления ведут нас немного не туда. То есть искушения зависят от того, куда мы идем. Если мы идем на север, то искушение это пойти на запад, если мы идем на запад, то искушение это пойти на север. Само желание чего-то не является по сути искушением, а только когда оно вступает в конфликт с нашими целями.
И как мы от этого защищаемся? Сила воли, самоконтроль, выдержка, дисциплина, привычки, ясное видение того, куда мы идем и т.д. Но это все не является гарантией того, что мы будем защищены от искушений. Опять же, направление у нас одно, а искушений так много вокруг, к тому же путь у нас длинный, а искушения у нас здесь и сейчас. И поэтому когда мы всецело концентрируемся на нашей силе воли, самоконтроле мы смотрим только на одну половину происходящего. На нашу борьбу, на наши усилия, на нашу попытку отодвинуть все эти искушения, но мы можем упустить другую половину – собственно те желания, которые притягивают нас к себе.
Да, можно сказать, что нам всего лишь нужно знать, куда мы идем, и тогда все становится ясно – у нас есть одно желание, которому мы должны следовать, все остальное это искушения. Но действительно ли желание идти в каком-то определенном направлении появляется само по себе, из вакуума, действительно ли оно первопричина? Что если бы мы могли взглянуть не только на нашу силу воли, но и на разные желания, разные импульсы внутри нас – была бы у нас более полная картина? А если да, то из всех этих импульсов и желаний мы бы смогли определить для себя, что нам больше по душе, а что является преградой, искушениями.
Ведь чем яснее картина, тем легче заметить детали, легче заметить те желания, которые могут оказаться искушениями, но о которых мы так не думали, пока мы их не увидели.
К примеру, представь, что ты оказался в поле, зимой. Пурга, ветер, не видно практически ничего. Ты достаешь свой компас и ты знаешь, что тебе нужно идти на север и ты начинаешь идти но у тебя со временем начинают замерзать руки, ты кладешь компас в карман и идешь дальше. Ветер в это время дует сбоку и ты, естественно, пытаешься защитить свое лицо, прикрываешь его плечом, поворачиваешь голову и незаметно для себя начинаешь немного поворачивать сам. Пока ветер уже дует тебе в спину и тебе уже не нужно закрываться, ты чувствуешь себя вполне комфортно, ты даже не ощущаешь этот ветер, не ощущаешь, как он гонит тебя в спину, но уже в другом направлении. А все потому, что с самого начала ты не рассматривал ветер как преграду или как своего рода направляющий указатель. Если бы это было так, то ты бы сразу заметил – ветер дует мне в бок, ну и пускай, так я буду знать, что я иду правильно. Примерно так же действует искушение, медленно и незаметно разворачивая тебя.
Конечно же у нас всегда возникает много разных желаний. Как разобраться какие из них, хотя бы приблизительно, могут быть потенциальными искушениями и сможем ли мы с помощью нашей силы воли повлиять на них? Очень давно был один интересный список таких искушений. Буквально начиная четвертым столетием. Позже, в католицизме, он приобрел название семь смертных грехов.
Да, я знаю, религия, католицизм, грех, к тому же смертных грех обволакивают этот список в такую атмосферу, что не каждый захочет через нее пробраться. Во-первых, она разделяет – они, мы, это их список, при чем здесь я. Во-вторых, она подразумевает, что этот список, сам по себе уже плохой, ничего хорошего в нем не может быть и его нужно полностью искоренить.
И такие атмосферы обволакивают очень много разных идей, концепций, фактически лишая нас доступа к ним. Когда мы говорим медитация скорее всего у нас в голове возникают образы Индии, монахов, буддистов, йогов, сидящих в каких-то сложных позах, выходящих в астрал и еще много чего. И все это конечно же препятствует нашему знакомству с этим. Мы говорим это не имеет ничего общего с наукой и т.д. И только недавно, когда вся эта атмосфера была сорвана мы смогли посмотреть на медитацию по-другому, как на что-то, что органично вписывается в принципы работы нашего мозга.
То же самое может касаться и этого списка. Если сорвать эту атмосферу и посмотреть на этот список, как собрание древних наблюдений, как предостережение, которое дожило до наших дней, что мы увидим?
Чревоугодие.
Во-первых, чревоугодие. Когда мы злоупотребляем едой, алкоголем. Опять же, если у нас возникло желание съесть мороженого, плохо это или хорошо? Это не хорошо и не плохо, это просто желание. Если на день рождении мы выпили бокал вина – плохо это или хорошо? Это не плохо и не хорошо, само по себе. Но если мы замечаем, что то количество мороженого или вина, которое мы употребляем, влияет на наше здоровье, самочувствие, на качество жизни, то возможно стоит рассматривать эти желания как искушения, что позволит взглянуть на здоровье, как на приоритет. Конечно же если здоровье у тебя не в приоритете, то и чревоугодие не может быть искушением. Все очень просто.
Блуд.
Плохо ли иметь такого рода желания? Нет. Они естественны. Но когда мы вступаем в отношения и тем самым берем на себя обязательства быть преданными эти желания, или точнее потакание им, могут создать проблемы. И когда мы можем ясно посмотреть на желания с одной стороны и на то, что они ставят под угрозу с другой, нам будет намного легче понять, что же для нас важно. Контраст дает ясность. Если же отмахнуться от этих желаний, то все может стать немного размытым, в том числе и границы и в конце концов мы можем потерять, то что нам действительно важно.
Алчность.
Жадность. Когда все вращается вокруг денег, обогащения, материальных вещей. Нет ничего плохого в деньгах, но когда они толкают нас в долговую яму, когда мы не можем сдержаться и покупаем то, что нам не нужно, когда у нас даже нет минимального запаса на черный день, когда мы готовы перешагнуть внутренние границы, готовы обманывать ради денег, возможно это желание переросло в искушение.
Лень.
Нет абсолютно ничего плохого в том, чтобы отдохнуть. Но когда наша лень становится между нами и нашими целями, желаниями, мечтами, стремлениями, когда мы все откладываем на потом, когда цели начинают исчезать, когда легкий путь заменяет главный путь (то, о чем мы когда-то мечтали, желали, стремились) тогда лень может быть искушением. И лень это не только физическое бездействие, это еще и душевная лень.
Зависть.
Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться вверх, работать над собой, развивать себя. И примеры других мотивируют нас. Но как только стремление вверх путем сопоставления себя с другими встречается с желанием унизить их, придавить, низвести их к своему уровню, а не подняться на их, тогда возможно зависть стала искушением, которое мешает не только нам, но и другим.
Гордость.
Здесь тоже есть два аспекта. Первый, это когда мы чувствуем гордость за то, что мы делаем, за наши достижения. Второй же, когда мы гордимся тем, кем мы есть, и чрезмерно восхищаемся этим. Где мы родились, в какой семье, какая национальность, чего достигли наши предки, но не мы. Помогает ли нам эта гордость быть ближе к другим или же отдаляет нас и мы сами того не замечаем? И страдаем от этого. От того что гордость стала нашим искушением.
Гнев.
Гнев – естественное чувство. Но оно очень легко может перерасти в желание мести, к резким необдуманным действиям. Иногда говорят нельзя изменить жизнь в одно мгновение, нужно много работать. Легко. Резким гневным необдуманным действием. Гнев может подтолкнуть нас к упорству, к дисциплине, к оптимизму даже. Некая доля гнева помогает нам ощутить контроль над будущим и таким образом мы становимся немного оптимистами. Злыми оптимистами. Но в то же время гнев может превратить упорство в неуступчивость, оптимизм в неоправданный риск, а желание справедливости в месть. И таким образом стать еще одним искушением.
Конечно же, можно добавить что-то к этому списку, что-то даже выкинуть, переформатировать его сделать его ближе к нашим реалиям. Но мы всегда можем начать с него, возможно он все еще актуален, спустя все эти годы. Не обязательно мы подвержены семи искушениям сразу, не обязательно это может быть вопрос жизни и смерти или смертного греха, который нужно во что бы то ни стало искоренить. Они просто могут быть направляющими, указателями, по которым мы можем сверить куда мы идем, соответствует ли это нашим ценностям, стремлениям, нравится ли это нам и если что, подкорректировать наш путь.