Сегодня я бы хотел поговорить о двух не очень приятных и на первый взгляд бесполезных эмоциях. А когда эмоции кажутся бесполезными то наше естественное желание избавиться от них. Натренировать себя так или попытаться найти какие-то советы, системы чтобы не чувствовать их вообще, чтобы они даже не возникали. Чтобы даже речи не было о том, что иногда они неизбежны, что их нужно пропустить через себя, прожить их и все в этом духе.
Но мало того, что все эти советы, скажем так, не всегда эффективны – в теории я могу знать, что мне сделать, чтобы не волноваться (или волноваться меньше) перед каким-то событием. Но я не надеюсь всецело на это, даже наоборот, я ожидаю волнение, как неотъемлемую часть и это, в свою очередь дает мне другие инструменты, другое понимание происходящего – вплоть до банального «я могу это делать несмотря на волнение» – мне не нужно ждать пока волнение утихнет, чтобы что-то сделать, если оно утихнет вообще.
Так вот мало того, что эти советы не всегда работают, так и когда они не срабатывают, мы бросаем все силы на борьбу с этими эмоциями и та информация, которая заложена в них, проходит бесследно, незамеченно. И не удивительно, что мы не хотим испытывать эти эмоции, ведь мы не видим в них никакой пользы. Но если бы мы смогли разглядеть ту информацию даже в очень неприятных эмоциях, они по крайней мере смогли бы чему-то научить нас о себе, о других, и об обществе в целом.
И эти две, не слишком приятные эмоции, это вина и стыд. И они не полностью отделены друг от друга. Хотя мы можем испытывать вину без стыда, или нам может быть стыдно, но мы не будем чувствовать себя виноватыми. Но иногда тяжело как-то между ними разобраться и понять что мы чувствуем и почему. И проблема негативных эмоций в том, что даже сами слова, вина, стыд, вызывают некое отвращение. Потому что мы начинаем припоминать эпизоды из своей жизни, а зачем будоражить прошлое, зачем портить себе настроение.
Но и это еще не все. Вина и стыд это два слова. Но что если спектр покрываемых ощущений довольно большой? Тогда у нас всего лишь два слова и мы даже не задумываемся о том спектре, о том из чего они могут состоять, какие оттенки у них могут быть. Как слово любовь. В некоторых языках это одно слово, а в некоторых, к примеру, два. И уже сразу, с самого детства, у нас будут два более или менее четко вычерченных аспекта любви.
Но означает ли это, что у тех, у кого в языках только одно слово любовь не могут чувствовать эти два аспекта? Конечно же могут, только вот грани немного размыты и становится сложнее обсуждать эти разные аспекты. Но это возможно. Точно так же как у некоторых народов севера очень много слов для описания снега. А у нас всего лишь несколько. Но, я уверен, если бы мы переместились на север, мы бы привыкли к этому. Но нам, живущим южнее, просто не надо столько слов. Возможно нам не надо больше слов для вины и стыда. Только вот снег, он сезонный и разные его виды на наше выживание, развитие не так уж и сильно влияют. А вот вина и стыд, без них есть сомнение, что общество могло бы существовать вообще. Любые общества. Без них даже ощущение индивидуальности ставится под сомнение.
Но мы как-то прорвались до сегодняшнего дня с двумя словами. Как-то. Поэтому в лексикон добавлять возможно и не обязательно, а вот взглянуть на то как же они представлены в других языках, в других культурах можно. Ведь, скорее всего, мы ощущаем эти оттенки, но не придаем им значение. Взглянув же на них мы можем решить для себя – нужны ли они нам, нужны ли нам те выводы, которые можно из них вынести, или же нет. И другая культура это Азия, в частности Китай. Так как наш западный мир более индивидуален, у нас два слова. Восточный же мир более направлен на гармонию в обществе и у них немного больше слов.
Возьмем для начала вину. Здесь всего три категории.
Первая, это когда мы чувствуем, что мы не справились с ответственностью, которую мы взяли на себя перед другими. Неважно, что думают другие, мы ожидали и требовали от себя большего. Но не смогли этого сделать. Даже если у нас не было времени, не было умений, просто физически это нельзя было сделать. Возможно тебя попросили о какой-то услуге, но ты не в состоянии помочь. И ты понимаешь это и даже другой человек это понимает до определенной степени, но ты все таки можешь чувствовать некую вину за собой.
Вторая, это когда ты перешагнул свои устои морали, то, каким ты видишь себя, каким ты хочешь быть. Ты сделал что-то, что противоречит этому. И это тебя гложет, но в то же время есть желание в следующий раз быть ближе к тому, кто ты есть на самом деле.
Третья, это когда мы чувствуем, что мы нарушили какой-то закон, какое-то правило. Но не просто правило установленное свыше или традицией, а правило, нарушив которое, всем будет хуже. Правило, которого если придерживаться, общество в целом выиграет.
Но что из этого всего следует? Вина возникает тогда, когда мы отрекаемся от ответственности. Своими действиями или бездействием.
Ответственность перед другими, когда мы могли, но выбрали не делать. Это очень слабая вина, как когда мы хотели уступить место в автобусе, но не сделали этого.
Ответственность перед собой. Перед тем, кто ты есть, перед твоими ценностями.
Ответственность перед обществом. Которая лежит на нас, как часть этого общества. И мы это делаем придерживаясь правил, которые идут на благо всего общества. Иногда, как бы парадоксально это не звучало, это нарушение каких-то правил, ведь в этом нарушении может быть благо. Это не слепое следование правилам.
И таким образом если мы прислушаемся к чувству вины оно может подстегнуть нас к желанию, к стремлению сделать больше, сделать лучше в следующий раз. Оно может дать нам ощущение индивидуальности, стабильности, уверенности в том, кто мы есть, когда мы действуем исходя из своих внутренних ценностей. И оно может помочь нам внести свою лепту в развитие целого общества, возможно небольшую, но ведь мы, как ни крути, часть его и она не пройдет незаметно.
Что же касается стыда? Здесь четыре оттенка.
Первый – это потеря лица. А лицо нам дается другими. Они решают достойны ли мы или нет. Другими словами – репутация. И чем больше мы ценим мнение других людей и чем выше наша репутация, тем больше мы этому подвержены. Нам стыдно не потому, что мы следали что-то плохое, а потому что мы боимся упасть в глазах других людей и поэтому иногда даже не делаем что-то хорошее.
Второй – это легкое сожаление о том, что мы не смогли сделать все, мы не были идеальными, мы не сделали что-то по другому. И поэтому возможно, кто-то от этого пострадал. Возможно твои родители долго собирали тебе на институт, но проучившись пару лет ты отчислился и тебя это немного гложет.
Третий – когда мы обнаруживаем какой-то изъян в себе. Когда мы понимаем, что мы не те, кем мы думали мы есть. И это принесло страдания другим. Но в то же время, еще не все потеряно, и мы можем работать над собой и двигаться к тому, кем мы хотим быть. К примеру на твоего друга наговаривают, или смеются над ним, но ты ничего не говоришь в его защиту или даже смеешься с ними, потому что ты можешь потерять популярность среди этих людей. И именно в этот момент, если прислушаться к своим чувствам, можно понять, что мы не настолько храбры, не настолько хорошие друзья, как мы думали.
Четвертый – это очень сильное ощущение стыда, когда все, что нам хочется, это сбежать ото всех, чтобы нас никто не видел, чтобы о нас никто не знал. Когда изъян в нас самих кажется настолько большим, что нам придется нести его на себе всю оставшуюся жизнь.
Но что из этого всего следует? Стыд – это ощущение того, что мы в чем-то ущербны, что мы не те, кем мы должны быть. Когда под угрозой наша репутация, личные идеалы, и то, кем мы видим себя. И в этом, стыд может помочь нам стараться сделать все, что мы можем, стараться двигаться к нашим идеалам, даже если мы их никогда и не достигнем. Он может помочь нам увидеть над чем нам нужно работать, увидеть реальные границы нашей личности. И он так же может помочь нам в достижении определенной гармонии в обществе в целом.
Но все это становится более возможным, когда мы не убегаем от вины и стыда, а принимаем их во внимание. И я надеюсь, что зная примерно, из чего может состоять вина и стыд даст нам более ясное понимание себя в частности и общества в целом. Вина укажет нам в чем мы были немного безответственны, перед кем были безответственны. Стыд же даст нам понимание в каком направлении нам двигаться к своим идеалам. И объединив их мы будем немного более ответственны в выборе и достижении своих идеалов.