Оптимизм и надежда. Как мы воспринимаем эти слова, эти понятия? Какие картинки у нас возникают в голове, когда мы слышим их? И если оттенок у этих слов для нас немного негативен – имеет ли это под собой реальные причины?
Скажем, люди, которые оптимистичны и надеются на лучшее в большинстве случаев просто себя обманывают. У них завышенные нереалистичные ожидания, они хотят видеть только хорошее, но надев эти розовые очки они перестают замечать реалии, они просто витают в облаках и в итоге делают себе только хуже. Если это так, то наш единственный выбор это стремиться быть реалистами, а не оптимистами или пессимистами. Но об этом попозже.
Почему еще мы можем нелестно отзываться об оптимизме и надежде, почему чрезмерно жизнерадостные люди могут нас раздражать? Скорее всего, потому что в последнее время оптимизм, надежда, позитивное мышление все смешалось в одно. Как будто все из чего они состоят – это бесконечно повторение «Все будет хорошо». И это каким-то образом должно поменять нас внутри, поменять внешние обстоятельства и привлечь в нашу жизнь все хорошее.
И если мы пробовали что-то подобное и разочаровались в этом методе мы сразу же отбросили вместе с позитивным мышлением оптимизм и надежду как что-то бесполезное. И да, мы можем использовать эти слова как синонимы (и я заметил я тоже иногда использую их таким образом), но тогда мы теряем ясность, мы упрощаем все, и, возможно, даже теряем два полезных инструмента в нашей жизни: оптимизм и надежду.
-
Оптимизм.
Давай сначала взглянем на оптимизм. Во-первых, оптимизм, это не просто позитивное мышление, это не просто повторение фраз типа «Все будет хорошо, все будет замечательно и никак иначе». Нет. Простое повторение таких фраз вряд ли улучшит наше самочувствие, настроение, что уже говорить о мотивации и действиях. В то время как оптимизм заметно влияет на те радостные ощущения, которые мы получаем от жизни, на физическое здоровье, в частности улучшается иммунитет, нам легче выработать и придерживаться полезных привычек, и мы меньше подвержены стрессу, мы меньше времени находимся в плохом настроении.
А во-вторых, возвращаясь к проблеме реализма и оптимизма. Кто сказал, что оптимизм должен быть нереалистичным? И кто сказал, что реализм нейтрален? Что если реализм это завуалированный пессимизм? Ведь по своей природе, по умолчанию мы склонны замечать больше плохое, чем хорошее. Тем самым мы закрываем перед собой двери разным возможностям.
Что если реалистичный оптимизм – это более сбалансированное, более широкое видение ситуации? К тому же если он имеет все те позитивные качества которые я перечислил – почему бы не попробовать побыть реалистичным оптимистом хоть немного?
Оптимизм – это то, как мы в общем смотрим на все. Это стиль мышления. Это привычка смотреть на ситуацию под определенным углом. Углом, который дает нам больше простора для действий, больше возможностей.
Этот стиль мышления подразумевает что, во-первых, ситуация временная. Один период сменяется другим и несомненно есть шанс улучшить ситуацию. А во-вторых – эта ситуация, хоть и влияет на другие сферы моей жизни, но не определяет их. Если у меня не получилось что-то в одной сфере – это не означает, что все, я неудачник по жизни. Нет. У меня просто не получилось вот здесь, ничего страшного, получится в чем-то другом, или получится попозже.
Почему этот стиль мышления так важен? Давай представим противоположное мышление. Я не получил ту работу, которую хотел. Во-первых, с этим ничего нельзя сделать, а во-вторых, вся моя жизнь, все мои мечты пошли под откос. Как я себя буду чувствовать – беспомощно. Что я буду делать – ничего. Тем самым еще больше усугубляя ситуацию.
Или у меня постоянно болит зуб – во-первых, я знаю точно с этим ничего нельзя сделать. А во-вторых – какой смысл тогда вообще заниматься спортом, правильно питаться, закаляться и т.д. Есть смысл, если в одной сфере что-то пошло не так, это не означает, что нужно забросить все остальное. Таким образом мы опять только усугубим ситуацию.
И кто-то из нас более оптимистичен, кто-то меньше, кому-то это дается легче, кому-то сложнее, но если мы начнем смотреть на оптимизм не только как на отрицание всего негативного, как на попытку убежать от неприглядной реальности, а как на инструмент преодоления тяжелых, сложных, стрессовых ситуаций – тогда мы всегда сможем остановиться и задать себе два вопроса:
1) а действительно ли эта ситуация или то, как я себя чувствую по отношению к этой ситуации навсегда, или же что-то можно сделать;
2) действительно ли эта ситуация настолько всеобъемлющая, что вся моя жизнь разрушена, что все аспекты моей жизни просто ничего не стоит?
И сначала это будет сознательный процесс, который требует много усилий, но чем дальше, мы начнем замечать, что иногда мы автоматически ожидаем хорошего, автоматически более уверены в себе, и автоматически более настойчивы и выносливы!
-
Надежда.
Теперь к надежде. Очень часто надежда у нас ассоциируется с пустыми мечтами, когда мы принимаем желаемое за действительное. Когда мы говорим «Я надеюсь что что-то произойдет» – у нас просто есть желание чтобы все было так, мы хотим этого. Но если дальше желаний ничего не идет какой смысл называть надежду надеждой если это не что иное как самообман, фантазии.
Настоящая надежда, которая действительно может нам помочь, помочь приблизить фантазии к реальности состоит не просто из желания. Она также состоит из планов действия, из путей достижения желаемого, и из нашей, пускай и небольшой, веры в себя, в то, что мы можем шаг за шагом, понемногу двигаться вперед, сокращая расстояние между нами и нашими желаниями.
И именно такая надежда может дать нам силы, дать нам мотивацию, когда у нас нет полной уверенности в том, что мы достигнем чего-то.
И все что нам нужно – это, во-первых, немного ясности в том, чего мы хотим. Во-вторых, небольшая уверенность в том, что мы можем составить план, по крайней мере мы можем определить наш следующий шаг. Каждый из нас может сесть и сделать набросок плана, набросок пути. Но пока мы не сели и не начали перебирать варианты, какими бы нереальными они не казались, надежда будет от нас ускользать. А без надежды нам будет тяжелее.
Мы даже можем объединить оптимизм и надежду для более сильного эффекта. Но как бы там ни было, оптимизм и надежда не просто красивые слова, не просто врожденная способность, которая нам или дана или нет – это навык, это привычка. И каждый из нас может их развивать. Все дело лишь в том, куда мы выбираем направлять свое внимание!