Когда мы рождаемся, мы рождаемся на определенной территории. В определенное время, эпоху. В определенной культуре. И эта культура является носителем каких-то убеждений, взглядов. И как бы нам не хотелось само пребывание в этой культуре формирует нас. Формирует уже наши убеждения, нашу призму взглядов на мир. И зачастую очень сложно вырваться из этой системы взглядов, из этих рамок. Вырваться не для того, чтобы переметнуться в другую систему координат, как протест, и не потому что эта система в которой мы выросли сама по себе плоха (в ней, скорее всего, есть и хорошие стороны и не очень).
А вырваться для того, чтобы посмотреть со стороны. Для того, чтобы увидеть больше взглядов, больше цветов, больше оттенков. Чтобы было с чем сравнить и, как следствие, увидеть то хорошее и не очень в разных системах и взять что-то из каждой и скомпоновать для себя что-то новое. Почему мы обязательно должны без тени сомнения, без вопросов, приобщаться, так сказать, к большинству, навешивать на себя ярлык, если вместо этого мы можем создавать, быть креативными, объединять, отбрасывать, экспериментировать. Не эксперимент ли это то, что двигает нас к каким-то лучшим открытиям.
А пребывая постоянно и всецело в своей культуре мы перестаем ее замечать. Она для нас однородна и привычна, как вода для рыбы. Или когда, к примеру, кто-то заходит в комнату, мы сразу чувствуем запах их духов. Но через время мы перестаем его замечать, хотя вся комната им наполнена. И что интересно, даже если мы вспомним, что в этой комнате витает приятный запах и попытаемся его опять унюхать, у нас ничего не получится. Нам только нужно выйти, побыть на свежем воздухе, а потом зайти обратно.
Сравни тому, как когда люди переезжают в другую страну, они испытывают определенный культурный шок. Чего в принципе и следовало бы ожидать, но вот что не совсем ожидаемо, так это когда они через какое-то время посещают свою родную страну они испытывают точно такой же культурный шок и им нужно время чтобы акклиматизироваться и привыкнуть к некогда своей стране.
И раньше было сложнее окунуться в другую культуру. Хотя и сейчас, просто посетив другую страну, мы можем почувствовать другую атмосферу, увидеть другие пейзажи, но все это как-то поверхностно. Культура это ведь не просто дома, а люди, их мышление, мировоззрение. И, до определенной степени, мы можем к этому прикоснуться даже не выходя из дому. Лишь бы у нас было желание общаться с разными людьми, читать книги написанные в разных уголках планеты и не отвергать сразу то, что нам кажется бессмыслицей, то, что нам кажется невозможным, то, что нам кажется непригодным.
Умение подавить в себе стремление отбросить все, что не вяжется с нашей системой взглядов и есть первым шагом к тому, чтобы вынырнуть из той воды, в которой мы плавали очень долго. И этот шаг, это не только первый шаг, это и второй, и третий, и последний. Всегда найдется что-то, что ну никак, на первый взгляд, не имеет право на существование. Но ирония в том, что очень много таких аномалий, когда мы открыты к ним, в конце концов внедряются (или по крайней мере часть их) в наше мировоззрение, расширяя и качественно меняя его.
И одним из таких аспектов, которые мы не замечаем, является то, какими путями мы стремимся к счастью. И никто не учит нас этому. У кого из нас были уроки счастья? Нам приходится самим по крупицам собирать зерна мудрости. И эти зерна мудрости мы собираем в пределах своей культуры. Мы видим примеры и мы пытаемся им следовать. Но что если взглянуть шире? Что мы увидим? Является ли наш путь к счастью универсальным? И как во многих других сферах мы увидим, что существуют два выраженных полюса. Запад и Восток. Западное и восточное мышление, западный и восточный подход.
И каждый раз, когда я вижу такое противостояние у меня возникает желание найти какой-то общий фундамент, то, что бы их объединяло, то, что бы делало их сильней – вместе, а не по раздельности. Ведь какими бы замечательными не были эти две системы, в своих крайностях они вряд ли могут быть эффективными и вряд ли они могут существовать в такой форме долго. А вот в симбиозе, сотрудничестве может и родиться что-то новое.
И когда мы говорим о западном и восточном путях достижения счастья, то мы говорим о том, как мы видим себя в этом мире. Независимым или взаимозависимым.
Независимость – это реализация себя, выражение своих возможностей, удовлетворение своих потребностей, раскрытие своего потенциала.
Взаимозависимость – это когда мы не смотрим всецело внутрь себя, что мы можем раскрыть, а и на то, какую роль мы играем в этом мире в общем и в наших отношениях с разными людьми в частности.
Ведь все взаимосвязано и поэтому акцент делается не столько на нас самих, а на то, как мы вписываемся в общую картину, как нам иногда приходится делать то, что нам не совсем нравится, как нам иногда нужно уступить, промолчать, пожертвовать чем-то сейчас ради общего блага, которое, возможно, нас и не коснется.
И если ты почувствовал сопротивление этой взаимозависимости – как так, почему я должен жертвовать чем-то или замедлять раскрытие своего потенциала ради других – то это скорее всего потому, что мы никогда и не мыслили такими категориями и нам кажется, что в этом не может крыться счастье.
Суть в том, что для западного пути важным является ощущение контроля. Для восточного же – это гармония отношений. Что если мы будем всецело стремиться к контролю. Да, конечно же мы будем обращать внимание на то, что происходит вокруг нас, на других, но для нас они будут важны только как средство для достижения цели. Я думаю ты сам можешь найти примеры.
Если же мы всецело будем пытаться сохранить гармонию вокруг себя, угождать всем, пытаться всем понравиться, то мало того, что мы не будем двигаться к личному счастью, я не уверен в том, что таким образом мы будем способствовать процветанию нашего общества. Иногда наши действия внешне похожи. Можно жестко выражать свое мнение и делать это для продвижения своих интересов, или же делать это потому, что без этого невозможно сохранить гармонию.
Из чего же собственно состоят эти два пути к счастью? Из каких задач, из каких действий? Чего мы пытаемся достигнуть, чтобы ощутить его? Для западного пути характерно желание быть уникальным, желание выразить себя, реализовать внутренний потенциал, продвигать, достигать своих целей, и открыто выражать свое мнение. Для восточного же пути характерно желание быть частью чего-то большего, найти свое предназначение, свое место, продвигать цели других и не всегда быть прямолинейным, бить в лоб, а иногда и предугадывать желание, мысли, эмоциональные состояния других и действовать исходя из этого.
И ко всему этому мы можем добавить еще один компонент – это самооценка. Западный путь к высокой самооценке лежит через видение себя лучшим, чем остальные. Восточный же путь к высокой самооценке лежит через поднятие самооценки других. Одна компания в Техасе советовала своим работникам перед рабочим днем смотреть в зеркало и повторять «Я красив», а в одном японском супермаркете совет был другой – начинать день держась за руки говоря друг другу «Ты красив».
И эти два пути влияют по-разному на наши мысли, эмоции и на нашу мотивацию. И восточный путь, взаимозависимость никак не означает, что мы растворимся в других, и будем только думать о них и все наши действия будут подчинены их желаниям, а у нас не останется никакого контроля.
Наоборот, чтобы сохранить гармонию и чтобы эффективно действовать исходя из контекста требуется еще больше контроля над собой нежели в западном пути. Чтобы сдержаться и не сорваться на крик, когда это того не стоит, чтобы отдать победу, когда какой-то спор не стоит выигрыша, чтобы начать дискуссию не для того, чтобы переубедить всеми силами собеседника, а чтобы увидеть другую точку зрения (все это может потешить наше эго, но взамен надолго нарушить такую хрупкую гармонию).
И поэтому такие на первый взгляд уступки это не слабость, это само-контроль, толерантность, гибкость. Ведь каждая ситуация разная и требует разного подхода.
Но, что интересно, это не означает, что мы, подавляем в себе, к примеру, злость. Нет, мы учимся видеть других сквозь призму их ситуации, эмоций, и это помогает нам не чувствовать злость. Ее мало что провоцирует. Такой взгляд на мир оставляет все меньше и меньше рычагов, которые могли бы ее запустить. Мы все меньше и меньше чувствуем злость, меньше ее выражаем, даже меньше о ней говорим. И то же можно сказать о некоторых других не слишком приятных эмоциях.
Таких, как чувство разочарования, неудовлетворенности потому что мы не можем повлиять на ситуацию так, как бы мы хотели, или чувство угрюмости, когда мы дуемся на кого-то. На первый взгляд это небольшие изменения, которые приходят как следствие небольшого изменения в мировоззрении, путем прикосновения к той системе мировоззрения, которая может казаться, или всегда казалась нам чуждой. Но именно из таких небольших изменений складываются большие перемены.
И все что нам нужно это попытаться объединить эти два пути к счастью. Западный, через чувство контроля, желание выразить себя и восточный, через чувство приобщенности к чему-то большему, и гармоничного взаимосуществования.